Альфред ШниткеД.И.Шульгин. Беседы с композитором
Для широкой публики Шнитке известен прежде всего музыкой, написанной к кинофильмам (таковых насчитывается около 60). Это было своеобразное знакомство с композитором: художественный фильм "Восхождение" Ларисы Шепитько, телефильм "Евгений Онегин" и другие. Но кроме этого была и другая музыка: опера "Жизнь с идиотом", кантата "История доктора Фауста", вокальный цикл "Три стихотворения Марины Цветаевой", скрипичные сонаты, фортепианные вариации "на один аккорд" и многое другое. Руководствуясь золотым правилом "о музыке лучше не говорить, а слушать", разумнее вспомнить не о трудностях восприятия столь новой и необычной музыки, а о жизни человека, который жил среди нас, сочиняя музыку, опережающую время. Запрет на исполнение его музыки был. И нарушил этот запрет дирижер Геннадий Рождественский, который в 1974 году рискнул исполнить симфонию опального композитора. Но не в Москве, а в Горьком. Так что Нижний Новгород 24 года назад был именно тем городом, в котором музыка Шнитке, как птица Феникс, возродилась если не из пепла, то из забвения, что для мастера в принципе одно и то же. В конце 1990 года перенесший тяжелый инсульт Шнитке уехал в Германию. Не от обид, как говорил сам композитор, не от нелюбви к Родине. Просто ему предложили преподавать в Гамбургской консерватории и пройти курс лечения. В Гамбурге композитор с семьей жил до последнего времени. Стоит сегодня вспомнить и еще об одной странице биографии, столь характерной для нашей действительности. Когда Альфред Шнитке, уже будучи почетным членом Баварской, Мюнхенской, Берлинской академий, лауреатом престижной Международной императорской премии в Японии, удостоился почестей на своей родине, в Союзе. В конце 80-х годов композитору присудили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Тогда же он получил премию. Однако стоит уточнить, за что: за музыку к мультфильмам. Шнитке упрекали в том, что в его музыке нет мелодии, хотя стоило бы знать, что Бетховена в свое время пытались уличить в тех же грехах. Называли "опального" композитора сочинителем какофоний. На что сам Шнитке однажды ответил: "Это в принципе нормально -- считать непонятное бессмысленным. Так было, есть и будет". Музыка Альфреда Шнитке сложна и для неискушенного слушателя непонятна, но от того, что кому-то непонятны и не нравятся стихи Цветаевой и картины Пикассо они хуже не стали. Отрицать мастерство бессмысленно, так как оно, если это действительно произведение мастера, переживет все отрицания, преодолеет все препятствия, даже такие, как смерть своего создателя. Людмила Кудрявцева